среда, 29 ноября 2017 г.

Отмена записи

Поскольку положения законодательства о государственной регистрации не
наделяют регистрирующий орган правом отмены ранее принятых им же
решений, а внесение в ЕГРИП записи о прекращении деятельности
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании
принятого и не отмененного в установленном порядке решения Инспекции о
государственной регистрации не может рассматриваться в качестве
технической ошибки, которую регистрирующий орган вправе самостоятельно
исправить, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое заявителем
решение о признании ошибочной записи о прекращении деятельности
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя противоречит
нормам действующего законодательства.

По делу N А56-58680/2014 М.М.Е. обратилась в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании
недействительным решения Инспекции от 20.02.2013 N 135 о признании
ошибочной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя и о возложении на Инспекцию обязанности устранить
допущенные нарушения.

Решением от 02.12.2014 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 02.04.2015 решение суда оставлено
без изменения.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение
судами норм материального и процессуального права и несоответствие их
выводов фактическим обстоятельствам дела, просила решение от 02.12.2014
и постановление от 02.04.2015 отменить, направить дело на новое
рассмотрение.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для
отмены обжалуемых судебных актов.

Как следовало из материалов дела, М.М.Е. 12.03.1998 была
зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в
Приозерском территориальном отделении Учреждения юстиции Ленинградской
областной регистрационной палаты.

В Инспекцию 30.01.2013 поступило заявление М.М.Е. о государственной
регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим
заявлением и распиской в получении документов, представленных в
регистрирующий орган.

Инспекция 06.02.2013 приняла решение N 67 о внесении в Единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП)
сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения и
выдала М.М.Е. свидетельство от 06.02.2013 серии 47 N 002714798 о
государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в
качестве индивидуального предпринимателя, а также уведомление от
06.02.2013 о снятии с учета физического лица в налоговом органе.

Регистрирующий орган 20.02.2013 принял решение N 135 о признании
ошибочной записи в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя в связи с технической ошибкой,
допущенной регистрирующим органом.

На основании указанного решения в ЕГРИП была внесена запись об ошибочном
внесении записи о прекращении деятельности М.М.Е. в качестве
индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001
N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация
при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной
деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий
орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о
государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа,
подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда
Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2
статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О
дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае,
если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен
заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения)
предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа
соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены
Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в
государственной регистрации осуществляется, в частности, при наличии
сведений о невыполнении требований подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3
Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009
N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в
случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией
либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики
страховых взносов, указанные в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5
названного Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий
орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи
с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации
прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой
страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
за период с начала расчетного периода по день представления указанного
расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме
электронного документа в соответствии с требованиями части 10 указанной
статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в
соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов,
уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода,
подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого
расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со
статьей 26 названного Федерального закона.

Податель жалобы полагает, что им правомерно принято решение о признании
ошибочной записи о прекращении деятельности предпринимателя от
20.02.2013, поскольку в порядке межведомственного взаимодействия от
Пенсионного фонда были получены данные о том, что предприниматель М.М.Е.
не представляла сведения, предусмотренные пунктом 15 статьи 15 Закона
N 212-ФЗ.

Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В статье 8 Закона N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация
осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня
представления документов в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 5 Правил представления в регистрирующий орган
иными государственными органами сведений в электронной форме,
необходимых для осуществления государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения Единых
государственных реестров юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.12.2011 N 1092, представление в регистрирующий орган
территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
документа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона
N 129-ФЗ, осуществляется в течение 2 рабочих дней, следующих за днем
получения межведомственного запроса регистрирующего органа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010
N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные
услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и
информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих
государственные услуги, иных государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении
предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона
государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу части 6 статьи 7.1 Закона N 210-ФЗ непредставление
(несвоевременное представление) органом или организацией по
межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2
части 1 статьи 7 названного Федерального закона, в орган, указанный в
абзаце первом части 1 статьи 7 названного Федерального закона, не может
являться основанием для отказа в предоставлении заявителю
государственной или муниципальной услуги.

Согласно материалам дела налоговый орган в соответствующем порядке и в
пределах установленного срока на основании заявления М.М.Е. от
30.01.2013 принял 06.02.2013 решение о государственной регистрации
прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя.

Последующее получение регистрирующим органом сведений из Пенсионного
фонда Российской Федерации о непредставлении предпринимателем
необходимой информации не может являться основанием для отмены
Инспекцией ранее принятого ею решения, поскольку, подобное право не
закреплено в Законе N 129-ФЗ.

Законодатель предусмотрел лишь возможность обжалования принятого
Инспекцией решения о государственной регистрации или об отказе в
регистрации заинтересованным лицом в вышестоящий регистрирующий орган
или в суд.

В статье 4 Закона N 129-ФЗ указано, что к исправлению технической ошибки
отнесено внесение исправлений в сведения, включенные в записи
государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие
сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие
записи.
В рассматриваемом случае запись в ЕГРИП о прекращении физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствовала
принятому в бумажном виде решению от 06.02.2013 N 67 о государственной
регистрации, которое не было оспорено в вышестоящем регистрирующем
органе или в суде заинтересованным лицом.

Следовательно, внесение в ЕГРИП записи о прекращении деятельности
физического лица в качестве предпринимателя на основании принятого и не
отмененного в установленном порядке решения Инспекции о прекращении
деятельности предпринимателя не может рассматриваться в качестве
технической ошибки, которую регистрирующий орган вправе самостоятельно
исправить.

Таким образом, Инспекция не имела оснований для принятия решения об
ошибочной записи о прекращении деятельности М.М.Е. в качестве
индивидуального предпринимателя.

Суды обоснованно отклонили доводы налогового органа о пропуске
заявителем срока на обжалование его решения.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в
течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало
известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не
установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине
срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как установлено судом первой инстанции, М.М.Е. узнала о принятом
Инспекцией решении только в июле 2014 года из поступившего в ее адрес
постановления о возбуждении исполнительного производства от 29.05.2014
N 14842/14/31/47 о взыскании 32 782 руб. 88 коп. страховых взносов на
основании постановления Пенсионного фонда Российской Федерации по делу
N 05701390034364.

Почтовое уведомление, на которое ссылается Инспекция, не может
достоверно свидетельствовать о получении заявителем информации о
принятом решении от 20.02.2013, поскольку заполнено с нарушением
требований к порядку его оформления, а именно: не содержит полный адрес
получателя (не указан номер дома и квартиры).

В материалах дела отсутствует реестр отправленной корреспонденции с
отметкой почты, подтверждающий направление в адрес М.М.Е.
соответствующих документов об отмене прекращения деятельности
предпринимателя, о получении которых в Инспекцию вернулось спорное
почтовое уведомление.

Таким образом, налоговый орган не представил иных доказательств,
достоверно свидетельствующих о том, что М.М.Е. было известно о принятом
Инспекцией решении от 20.02.2013 до июля 2014 года.

Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их
выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле
доказательствам.

В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной
оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств,
установленных судами, а также сделанных ими выводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий