понедельник, 20 ноября 2017 г.

АДВОКАТУРА

Проект Распоряжения Правительства РФ "Концепция регулирования рынка
профессиональной юридической помощи"

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка
профессиональной юридической помощи

Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования
рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой
правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации,
предполагающей:

повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения
ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к
оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии
недобросовестных консультантов;

создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей
общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для
интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое
пространство.

Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных
правовых актов по следующим направлениям:

создание возможностей для выбора адвокатами существующих
организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для
ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские
образования), при этом создание новых организационно-правовых форм
коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;

обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с
адвокатскими образованиями;

детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в
зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий
соглашения об оказании юридической помощи;

обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том
числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;

обеспечение возможности участия адвокатских образований в
государственных закупках;

введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами,
являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими
статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их
регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом
юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при
соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в
котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет
российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать
юридическую помощь);

введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус
адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное
в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в
иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при
условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с
законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий
высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на
тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий
оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);

введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет
на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка
нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок
перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также
осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях
прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний
только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре,
осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет
действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц,
соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно
отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим
установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный
экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены
для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ
или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по
юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в
качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности),
оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна
допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не
сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации
концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок
сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть
унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут
утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный
период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1
статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости
наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката,
учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов,
учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке
должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый
размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в
адвокатуру. В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается
решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов
РФ и существенным образом отличается в различных регионах. Установление
упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать
единообразие в решении данного вопроса.

На третьем этапе реализации Концепции (2020 - 2022 годы) - будет
осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в
том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами,
разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания
третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех
заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях
вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в
разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие
профессиональную деятельность по трудовому договору в составе
юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).

Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую
помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут
оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию
юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января
2023 года должны будут привести свои фирменные наименования,
учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а
также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона
об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус
адвокатского образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий