вторник, 31 марта 2015 г.

Чувство локтя

Навыки, которые помогут сделать карьеру в ХХI веке

Молодым россиянам не хватает критического мышления и чувства локтя


Важнее математики

Исследование охватило 91 страну с разными доходами на душу населения и
основано на анализе нескольких источников: тестов PISA, данных ЮНЕСКО,
Всемирного банка и др. Оно обнаружило серьезные пробелы в знаниях и
навыках старшеклассников. Российские дети, как и во многих других
странах, не получают того образования, которое позволит им преуспеть в
будущем, предупреждают исследователи. На развитие soft skills, или
гибких навыков, решающее влияние оказывают школа и университет. И
конкуренцию на период 2020-х гг. по этим показателям мы уже проигрываем,
считают исследователи.

Они выделили 16 видов знаний и навыков, помогающих сделать карьеру в XXI
веке. В новой экономике от сотрудников потребуются не столько
элементарные знания – математики, естественных наук или языков, главными
становятся критическое мышление и умение решать задачи, у которых нет
единственно правильного ответа, навыки работы в команде,
любознательность, инициативность, умение общаться и договариваться,
настойчивость.

Из-за перемен на рынке труда стало важно, чтобы эти навыки были у всех
сотрудников, а не только у некоторых, как требовалось раньше, замечает
Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор BCG. Не
овладев ими, люди не смогут конкурировать за рабочие места. А развивать
их, как и учить английский, надо с раннего детства, добавляет он.


Уметь договариваться

«В самом большом дефиците у молодых ребят командные навыки и умение
общаться, – делится наблюдениями Ирина Абанкина, директор Института
развития образования ГУ ВШЭ. – Каждый отлично умеет делать что-то
наедине с компьютером, а в связке с другими – нет, их этому не учили».
Работая в коллективе, они либо ударяются в деструктивную критику, либо
замыкаются в себе. Именно из-за этого зачастую тормозит карьера молодых
в России.

Первое место по умению общаться, по данным исследования, заняла
Финляндия. Работать в команде в финской школе учат с первого класса:
после решения задания детям предлагают обратиться к соседу слева и
справа, обсудить задачу, помочь или, наоборот, попросить помощи,
рассказывает Абанкина. Потом учитель просит учеников рассказать, кто
кому помог и чем именно. А в нашей школе каждый ученик сам по себе и
учитель обычно не стимулирует совместное решение задач, иногда даже
наказывает за это.

Творческих идей у нас хватает, а вот недостаток навыков командной работы
– реальная проблема для страны, добавляет Максим Поташев, партнер школы
бизнеса «Синергия»: «У нас даже в вузах обучение носит индивидуальный
характер. Поэтому выпускники испытывают сложности на первом месте работы».

Умение общаться стало важным не только для так называемых
договаривающихся профессий, например для специалистов по продажам, но
абсолютно для всех, говорит Дмитрий Волошин, директор департамента
исследований и образования Mail.Ru Group. В том числе для технарей.
Например, среди новых требований к молодым рабочим и конструкторам ОКБ
Сухого не только хорошее знание технического английского, но и умение
работать в команде, говорит директор по персоналу компании Ирина
Первышина. Но современное поколение часто считает, что все можно решить
и сделать самостоятельно, без коллективного обсуждения, огорчается она.


Не превратиться в марионеток

По навыкам критического мышления Россия занимает 25-ю строчку рейтинга
из 43 стран, говорится в отчете исследования ВЭФ и The Boston Consulting
Group (BCG) «Новый взгляд на образование», опубликованном в марте 2015
г. Россияне оказались примерно в середине рейтинга и по показателям
творческого мышления – 30-е место из 64. Мы пока отстаем от лидеров
креативности – Сингапура, Шанхая, Японии, большинства европейских стран,
зато обогнали США. Не отличаемся мы и особой любознательностью: 27-е
место из 43.


Задавать вопросы

Умение критически мыслить абсолютно необходимо, но системно такие навыки
не даются нигде, поэтому их надо добирать в рамках дополнительного
образования, убежден Юрий Белонощенко, владелец федеральной сети детских
центров «Бэби-клуб»: «Когда мы осознали это, стали регулярно приглашать
в компанию основателя Института критического мышления французского
философа Оскара Бренифье». Раз в три месяца он проводит тренинги для
коллектива головного офиса и для преподавателей, которые работают с
детьми в наших центрах. Кстати, методику задавания вопросов,
разработанную Бренифье, здесь внедряют в процедуры подбора персонала.

Наши работники в основном плохо решают комплексные задачи, требующие
навыков латерального мышления, умения посмотреть на проблему с разных
точек зрения, считает Андрей Давидович, управляющий партнер Traffic
Inspector: «Когда я ставлю задачу маркетологам, часто получаю шаблонные
решения, без анализа проблемы». Недавно Давидович попросил сотрудников
разработать программу для возвращенцев – клиентов, которые когда-то
купили продукт у компании и с тех пор ничего дополнительно не приобрели.
Маркетологи предложили типовое решение, но на простой вопрос, почему так
много клиентов отсеивается, ответить не смогли. «Но как можно
разрабатывать способы решения управленческой проблемы, если ты не знаешь
ее причин? – удивляется Давидович. – Пришлось просить их сделать аудит
проблемы, провести опрос». Хороший способ развить навыки нешаблонного
мышления: время от времени объявлять внутренний конкурс на самое
экономичное, самое быстрое или еще какое-нибудь «самое-самое» решение,
говорит он.


Доказывать фактами

Новые технологии оказывают дестабилизирующее и одновременно благотворное
влияние, повышая эффективность и качество образования, считает Мэнью
Энни Луо, руководитель группы «Индустрия медиа, развлечений и
информационных технологий» ВЭФ. Тесты показывают, что новое поколение
быстрее обрабатывает информацию, хорошо справляется с многозадачностью.
Но зато стали хуже развиваться интеллектуальные навыки, которые берут на
себя гаджеты: к примеру, культура письменной и устной речи, уточняет
Абанкина. Наши ученики плохо справляются с решением задач, в которых
требуется не однозначный ответ, а логически обоснованный. Например,
ученикам выдают кусочки разных материалов – глины, мрамора, мела – и
просят дома провести эксперимент: положить их в воду. На следующий день
детям задают вопрос: из какого материала строили здания в Древней Греции
и почему? То, что это мрамор, отвечают 100%, а вот аргументированно
обосновать это результатами собственного эксперимента с водой могут
только 7–8%.

Пока в российском образовании нет системного подхода к развитию soft
skills, симптомы болезни будут развиваться, предупреждают исследователи.
«Мало того, что 40% выпускников вузов не находят работу по
специальности, это наносит прямой удар по конкурентоспособности наших
компаний», – говорит Антон Степаненко, руководитель проектов BCG.

Комментариев нет:

Отправить комментарий