Требуется слесарь-программист.
71% выпускников не представляют, в каких областях бизнеса хотели бы работать
А работодатели хотят, чтобы они определились уже сейчас
Больше половины старшеклассников (62%) понимают, чем хотели бы
заниматься в жизни, при этом 71% из них элементарно не смогли ответить
на вопрос, в каких направлениях бизнеса и сферах эти профессии
существуют. К таким выводам пришли специалисты компании PROekt PRO,
организовавшие 14 марта молодежный форум «Старт карьеры». В ходе его
было опрошено 234 учащихся старших классов и 66 студентов первых курсов.
Без понятия
В число самых популярных у тинейджеров профессий попали программисты,
маркетологи, экономисты, логисты, журналисты, учителя и переводчики.
Также школьники хотели бы работать менеджерами, банкирами, инженерами,
фермерами, дизайнерами, художниками-иллюстраторами, продавцами,
юристами, психиатрами, финансистами, комментаторами, адвокатами,
тренерами, поварами-кондитерами, актерами, врачами, архитекторами и т. д.
О том, какие перспективы может дать та или иная профессия, респонденты,
затруднившись назвать конкретные преимущества, отвечали, как правило,
одним словом: «большие». Студенты оказались более осведомленными и
рассказывали о специфике профессии в зависимости от отрасли, среднем
уровне зарплаты, называли ступени возможной карьеры.
Из тех школьников, кто указал в опросе и профессию своей мечты, и сферу
деятельности, в которой эта профессия может быть применима, почти никто
не смог определиться с тем, какой ему при этом нужно закончить вуз. Та
же картина получилась, когда респонденты попытались назвать личностные
качества, необходимые для работы в желаемой профессии. Старшеклассники
вспоминали в основном те, которые чаще ценятся учителями в школе:
усидчивость, внимательность, ответственность, честность, активность и т. д.
Китайский с двух лет
«С каждым годом все моложе становится возраст тех, кто начинает учить
языки, – говорит Юлия Быстрова, директор языкового центра «Евразия». –
Раньше у нас это были дети десяти лет, потом – шести, а теперь есть
желающие отдать ребенка учить языки с двухлетнего возраста». Центр
существует 10 лет, за это время через него прошло уже более 1000 детей,
замечает Быстрова. Основное направление здесь – китайский язык. Учеников
каждый год становится все больше, причем родители заинтересованы не
только в том, чтобы их дети научились говорить по-китайски, но и чтобы
могли пройти международное тестирование и получить сертификат. Восточный
язык, как правило, учат в дополнение к западному, делится наблюдениями
Быстрова: «Мы заметили такую тенденцию: те родители, которые оплачивают
курсы английского или китайского, считают, что это полезно для
профессионального будущего их детей, а родители, дети которых учат
испанский, японский или корейский, рассуждают, что это хорошо для общего
развития».
Требования ужесточатся
«Через 10–15 лет на рынок выйдет поколение, которое родилось после 1995
г. и сильно отличается от нас с вами, – полагает Марина Алексеева,
директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». – Многие из
этих ребят еще в школе хотят учиться выбранной профессии, а не ждать
института. Хотят не просто работать, а менять мир в лучшую сторону.
Наконец, деньги для них являются значимым фактором, и с этим всем
придется считаться».
Считаться, впрочем, придется не только работодателям, но и самим молодым
людям. «Если сейчас для многих компаний, работающих в рознице, поиск
кандидата, готового к переезду в другой город, – это целая головная
боль, то через 6–7 лет требования к мобильности будут гораздо жестче, –
предупреждает Мария Алексеева, менеджер по подбору персонала компании
OBI в России. – Уже сейчас во многих сетях действует правило: человек не
сможет карьерно расти в Москве, не поработав прежде директором магазина
в другом регионе». Второе, на что следует обратить внимание будущим
соискателям, – это необходимость получать профессиональное образование
от компании, еще будучи студентом, продолжает Алексеева.
«Раньше, когда мы только начинали проводить олимпиады среди
старшеклассников, то выбирали школы с математическим уклоном, –
рассказывает Ирина Первышина, директор по персоналу ОКБ им. Сухого. –
Потом заработало «сарафанное радио»: о нашей программе узнавали через
интернет и друг от друга». По ее словам, сегодня в олимпиаде, по
результатам которой дети отбираются для учебы на пяти факультетах
Московского авиационного института, а в дальнейшем и для работы в ОКБ
им. Сухого, может принять участие любой желающий. «Но мы обращаем
внимание на успеваемость ученика – его оценки по таким предметам, как
математика, физика, химия», – говорит Первышина.
На подготовку по базовым профильным предметам смотрят и в компании
«Северсталь». «Правда, это уже вузовские дисциплины, такие, как
материаловедение, технология металлургического производства, общие
принципы работы оборудования и проведения ремонтных работ, правила
безопасного ведения работ, общие законы физики и химии», – перечисляет
Анна Бутова, руководитель работы со студентами и молодыми специалистами
компании «Северсталь». Из новых требований здесь выделяют
IT-грамотность. «Сейчас даже самые простые рабочие места оборудованы
программными комплексами, – поясняет Бутова. – Например, в работу
электрослесаря могут входить задачи, связанные с программированием».
Универсальные навыки
«Если ранее диджитал-опыт был требованием к узкому кругу людей,
работающих только в диджитал-агентствах, то теперь он является
необходимым условием работы для всех специалистов творческого
направления в нашей группе компаний, – говорит Марина Швоева, директор
по персоналу компании BBDO. – Вдобавок на собеседованиях увеличилось
количество вопросов про любимые приложения кандидатов, наличие или
отсутствие профилей в соцсетях, членство в профессиональных группах и т.
д. Реклама все больше и больше проникает в интернет, и плох тот
специалист в области маркетинговых коммуникаций, которого не особо
интересует этот тренд».
Есть и универсальные бизнес-навыки, которые важны в любой профессии
независимо от отрасли: «ориентация на результат», «работа в команде»,
«эмоциональный интеллект», «управление временем», «умение влиять»,
«навыки презентации» и др., перечисляет Юлия Пасс, организатор форума
«Старт карьеры»: «И эти навыки у молодежи тоже необходимо развивать».
Долгоиграющий процент
15-30% от бюджетов, которые компании тратят на работу со студентами,
составляют инвестиции в просвещение школьников, подсчитывает Юлия Пасс,
однако нельзя сбрасывать со счетов, что работа со школьниками – это
работа вдолгую, а у нас традиционно привыкли к быстрым инвестициям и
очевидным результатам
Доступная информация
Молодые люди уже сейчас должны понимать, в какой сфере они хотят
работать и какой вуз выбрать, чтобы обучиться на кафедре конкретного
работодателя, убеждена Алексеева из OBI. По ее словам, школьников на
этот счет просвещают пока лишь крупные компании и работающие на рынке
монополии («Газпром», «Росатом» и т. д.). Но постепенно этим начинают
заниматься и другие работодатели. Лет через шесть-семь дети будут иметь
более четкие представления о том, куда лучше пойти учиться, чтобы не
просто получить образование, но и не остаться после выпуска без работы,
замечает Алексеева.
«Мы за то, чтобы в Москве было больше молодежных образовательных
мероприятий, которые формируют свободу выбора и осознанный подход к
построению своего будущего», – отметила Мария Уварова, генеральный
директор DI Telegraph, партнер форума «Старт карьеры».
«Ни одна разовая акция не решает всех проблем, – заявил на встрече с
журналистами в преддверии II Московского международного салона
образования (ММСО-2015) Вениамин Каганов, заместитель министра
образования и науки. – Для того чтобы люди знали, нужно несколько
составляющих. Первое: люди должны хотеть знать. А это еще большой
вопрос, что они хотят знать. Второе: информации уже более чем
достаточно. Она опубликована, есть на сайте Министерства образования.
Третье: информация должна быть не только доступна, она должна быть
понятна детям и родителям».
Комментариев нет:
Отправить комментарий