Чем подтвердить требование, обеспеченное залогом недвижимости должника при банкротстве?
Суд отменил принятые по делу судебные акты в части отказа в признании требований банка обеспеченными залогом имущества должника и направил обособленный спор в отмененной части на новое рассмотрение, поскольку банк подтвердил представленными доказательствами свой статус залогового кредитора (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 305-ЭС17-15723)
Банк обратился в суд с целью включения его требования в реестр как обеспеченного залогом имущества должника.
Относительно распределения бремени доказывания в таком случае СК по экономическим спорам ВС РФ указала следующее.
Ранее уже пояснялось, что суд, разрешая обособленный спор о признании обеспеченным залогом требования, подтвержденного судебным решением об обращении взыскания, проверяет, не прекратилось ли право залога и имеется ли у должника заложенное имущество в натуре.
Как подчеркнула Коллегия, к заложенной недвижимости эти разъяснения нужно применять с учетом специфики ее оборота, т. е. принимать во внимание правила о правоподтверждающем характере госрегистрации.
В рассматриваемом случае банк представил достаточные доказательства (в т. ч. договор залога с отметкой о госрегистрации ипотеки, решение суда об обращении взыскания на эту недвижимость).
При таких обстоятельствах на тех, кто оспаривал статус банка как залогового кредитора, перешло бремя опровержения. Именно они были обязаны доказать прекращение права собственности должника на заложенное имущество (в т. ч. вследствие его уничтожения), подтвердить прекращение залога.