пятница, 18 ноября 2016 г.

Банкирам

Банкирам полезно удивляться!


Чудесная способность – удивляться. Русский язык облек ее в богатое
разнообразие оттенков: дивиться, изумляться, недоумевать, ахнуть, диву
даваться, глазам не верить, приходить в изумление… Поэты посвящают стихи

«Удивляюсь баржам бокастым,
самолетам, стихам своим...
Наделили меня богатством,
Не сказали, что делать с ним.»

Мне на память приходит это четверостишье Евгения Евтушенко всякий раз,
когда я сталкиваюсь с такой ситуацией: человек принимает решение
досрочно закрыть кредит, перечисляет в банк сумму задолженности,
многократно превышающую ежемесячный платеж по графику, а банковский
работник «ухом не поведет», не разинет рот, не всплеснет руками, не
обомлеет, не развеет свои сомнения, спросив у клиента, что за щедрость
такая, а зачислит всю сумму на клиентский счет и списывает с него
ежемесячные платежи, пока деньги не иссякнут.

Клиент – да, он наивный, он не знает, что чувство изумления банкиру
недоступно, он не сопроводил по финансовой своей неграмотности перевод
твердым распоряжением закрыть кредит – он полагает, что долг погашен, и
спит спокойно. А тем временем перечисленные им денежки кончаются,
непогашенная задолженность появляется и начинает обрастать пенями и
штрафами..

Передо мной конкретный пример: женщина, заемщик банка N, справилась у
служащих, сколько нужно внести, чтобы погасить счет полностью.
Подчеркиваю – слова о погашении долга были произнесены. Ей ответили –
180 тысяч рублей. Она их внесла и попросила справку – значит, все-таки
не совсем уж финансово неграмотная. Ей пояснили, что справка будет, но
через 45 дней, правда, надо доплатить еще 1 800 рублей. Она и их
перечислила, и стала ждать. По истечении срока справку не дали, а потом
она и думать забыла о своем бывшем – как она полагала – долге. А по
прошествии нескольких лет банк предъявил ей счет, от которого ей стало
дурно.

Виноват ли банк? Юридически, конечно, нет. Заявление о закрытии счета,
осененное всеми необходимыми печатями и подписями, отсутствует. Виновата
ли его клиентка? Язык не поворачивается сказать «да» - она ведь все
выплатила. Возможно, виноват тот операционист или операционистка банка,
у которого должница выясняла сумму задолженности, оговаривала способы
оплаты.

Но, позвольте! Тогда виноват банк. Это он несет ответственность за
каждого своего работника. На эту очевидность даже Верховный суд указал,
чтобы не оставалось сомнений. Только банк никогда – или почти никогда –
не признается в этом, а доказать по суду… Ну, вы знаете, чего это будет
стоить рядовому гражданину. И уйдет он из этого банка ошарашенный,
остолбеневший. И расскажет об этом всем своим близким и далеким.

Клиенту горькая обида, не говоря уже о финансовых потерях. Банку дурная
слава.

Приведенный случай, к моему великому сожалению, далеко не единичный. Вот
поэтому я предлагаю на каждом рабочем месте банковских служащих
поместить четверостишье Валентина Дмитриевича Берестова:

«Без удивленья холодно уму.
Оно его живит и утепляет,
Пусть даже удивишься ты тому,
Что ничего тебя не удивляет».

Может, от обретенной банкирами способности удивляться клиентам банков,
а, соответственно, и банкам станет только лучше?
Павел Медведев, финансовый омбудсмен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий