четверг, 22 ноября 2012 г.

ЛИЧНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-психологические особенности)

В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» позволяет более полно раскрыть последнее. Более того, личностью можно стать лишь в обществе, формируясь и развиваясь в той или иной системе общественных отношений.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития – к человеческому роду. В этом понятии утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида гомосапиенс. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз, телосложение и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (типа темперамента, физических и психических особенностей, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта).
Человек, будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным морфологически развитым организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Человек приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Личность – это человек, выступающий как субъект познания и преобразования мира. Это человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Активная разработка проблем личности началась с конца 30-х годов 20 столетия. Ко второй половине 20 века сложились различные подходы к исследованию личности: бихевиористская, биогенетическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
Бихевиористская теория исходит из доминирующей значимости тех или иных моделей поведения в формировании личности.
Биогенетически ориентированная теория связывает развитие человека и его личности с его онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в ней филогенетической (исторически обусловленной) программой.
Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом, анализирует поведение личности исходя из глубинной структуры подсознания, выделяя сексуальную энергию в качестве основного движущего фактора.
Самосознание З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, считая что лишь незначительная часть того, что характеризует его как личность, осознается им актуально. Человек в состоянии правильно понять и объяснить только небольшую часть своих поступков. Только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволят проникнуть в бессознательное и снять напряжение.
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процесса социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологическое возрастное изменение личности зависит от изменений в общественном положении, социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности индивида.
В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.
Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.
Когнитивная теория личности. Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
В отечественной психологии в качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности предлагается историко-эволюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социальные факторы выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности.
Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский. Первая российская классификация личности была предложена Лазрским в 1915 г. В его основу был положен принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности»индивида, под которой понимался «прирожденный запас физических и духовных сил», «запас его нервно-психической энергии», его психической активности. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре либо внешних либо внутренних источников развития, что позволило ему разделить всех людей на 2 большие группы с преобладанием эндопсихических или экзопсихических процессов.
Но человек – это не только личность, но и организм, вершина филогенезе живых существ. Элементами человеческой структуры, взятой как единое целое, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Все множество свойств человека труднообозримо, им посвящены отдельные области знания и учебники эмбриологии, гистологии, анатомии, физиологии и психологии. Такие науки, как социология, этика, право и педагогика, тоже изучают некоторые социально значимые свойства человека. Индивидуальных особенностей человека еще больше, и их описания содержат произведения художественной литературы и искусства. Более глубоко эти вопросы освещаются в отдельной отрасли психологического знания – персонология (персона - личность, личина, маска – от актерской профессии).
Такой структурный подход позволяет разобраться в этом множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам» подструктур первого, второго и последующего порядков, но и вскрыв связи и взаимоотношения этих свойств.
Первая категория кратковременных психических процессов относится к познавательной сфере человека – это ощущения, восприятия, представление, память, мышление, воображение и др., которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, проткать более или менее долго.
Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они протекают длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на психическое состояние обращали внимание только патопсихологии, заслуга их же разностороннего изучения в общей психологии принадлежит нашему соотечественнику Н.Д. Левитову – его основной научный труд - «О психических состояниях человека. М., 1964.
Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя способны видоизменяться в результате биологического развития человека в течение всей жизни. Иногда это происходит в результате заболевания, но чаще под влияние социальных условий, прежде всего воспитания и самовоспитания.
Необходимость оценки различных психических процессов, свойств или состояний личности именно с позиций права порождает целый ряд вопросов, не свойственных никакой другой отрасли психологии, кроме юридической, и, следовательно, составляющих ее специфическое содержание, например, «способность полностью осознавать значение своих действий», вопрос о том, могли ли те или иные особенности характера и личности способствовать совершению противоправных действий и др.
В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнить в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.
Установлена также зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: «Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти и внимания…Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности…
Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».
Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.
Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:
- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;
- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;
- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;
- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;
- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.
Возникшее чувство потребности направляет человека на получение соответствующих объектов. Но источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.
Непосредственный источник человеческих действий, направленный на удовлетворение потребностей, - это интересы. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны. Интерес и потребность отражают одни и те же явления, связи и отношения процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации, а точнее – сущностью первого порядка являются потребности, которые можно отнести к первопричине интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть глубокими и поверхностными, но они, как позитивные эмоциональные состояния, способны активизировать мотивационную сферу.
При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуаций, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает в определенном смысле заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями к личности и реальным поведением индивидуума. Для структуры интересов правонарушителей в целом характерно:
- нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;
- извращенный характер некоторых потребностей;
- бедность потребностей и интересов;
- аморальность способа их удовлетворения.
Материальные интересы правонарушителей связаны с их личностными духовными проявлениями. Нравственные чувства являются одним из видов мотивации общественного поведения и деятельности человека, они регулируют поведение личности, сказываются на оценках общественных событий отдельными лицами. Они обладают свойством передаваться от одного человека к другому, накладывая отпечаток на настроение людей. В силу этого социально незрелые люди могут осознавать лишь ближайшие, непосредственные и зачастую лишь неглубокие интересы, и у них в большинстве случаев чувства определяют отношение к конкретной действительности. В этих случаях можно говорить о незрелости или инфантильности мотивационной сферы.
 Познавательные процессы – это те процессы, с помощью которых происходит отражение и познание окружающего мира. Они составляют подструктуру психических форм отражения, имеют ярко выраженный индивидуальный характер и во многом определяют личностные особенности человека. К ним относятся сенсорные (лат. сенсус - ощущение), перцептивные (лат. персепере – восприятие), мнестические (греч. мнеме – память), интеллектуальные (лат. интеллектус – разум) процессы. С помощью ощущения и восприятии человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства предметов и предметы в целом, различные признаки вещей, ощущает состояние собственного организма.
Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются «воротами» нашего познания. Ощущения эмоционально окрашены. Ощущения не только являются источником познания, но и выступают основным условием психического развития.
Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия – раздражением. Нервный процесс, возникшей в результате раздражения, называется возбуждением. Органы, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующего нерва. Они называются рецепторами (от лат. «recipere» - принимать).
Особенности ощущений связаны с расположением рецепторов: экстерорецептивные, интерорецентивные и проприрецентивные, а также от модальности анализаторов. В «чистом» виде отдельные ощущения проявляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений.
Необходимо иметь представление о чувствительности анализаторов – минимальной силы стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызывать изменения в ощущении. Минимальная сила раздражителя, способная вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, а его максимальная сила – верхним. Дальнейшее увеличение силы раздражителя приводит к болевым ощущениям или парализует возможности анализатора. Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю. Выделяют и порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С увеличением силы раздражителя величина разностного порога также возрастает.
Все указанные пороги чувствительности у разных людей неодинаковы. Это может зависеть от возраста, темперамента, эмоционального состояния, времени суток, степени усталости, болезни, беременности у женщин, параллельного действия других раздражителей. Общая острота чувствительности с возрастом нарастает, и достигает максимума к 20-30 годам. Затем сохраняется относительная стабильность чувствительности с постепенным ее снижением после 40-летнего возраста.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Оценивая качество показаний и ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотиков, психотропных средств), которые способны повышать или резко притуплять чувствительность анализаторов. Это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «глухого» бросить на пол небольшой предмет (книгу): человек с нарушенным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель, а симулянт, если он не знает о развитом вибрационном чувстве у глухих, не ответит на этот раздражитель. После такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психиатрическую или комплексную медико-психологическую экспертизу.
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вносить подпороговые раздражители, которые хотя и не вызывают четких ощущений, но создают в коре головного мозга очаг возбуждения, способный вызывать иллюзорные или галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем формируется как бы в реальное явление. Причем, такие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (или суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.
На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект – это фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. Это может привести к принятию ошибочных решений, что нередко встречается во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств и транспортных средств.
Для правильной оценки показаний свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо достаточное представление об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний.
Взаимодействие ощущений проявляется в ряде закономерностей: адаптация, сенсибилизация и денсенсибилизация, контраст ощущений.
Изменение чувствительности анализатора (в сторону повышения или понижения) в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией. Существуют различные разновидности этого явления.
Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Тяжелый груз по мере утомления становиться еще тяжелее. Отчетливое исчезновение обонятельных ощущений происходит вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с сильным запахом.
Адаптацией называют также явление, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя: работа, связанная с воздействием интенсивного шума, резких и стойких запахов и т.п.
Примером позитивной слуховой адаптации является адаптация в тишине. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать самые слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий. Такой же феномен наблюдается и при адаптации к темноте, где через 3-5 минут человек начинает различать проникающий туда свет, а через 20-30 минут он уже достаточно хорошо там ориентируется. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз!
Повышение чувствительности одних анализаторов под влиянием других слабых раздражителей или внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения другой модальности, характерные для другого раздражителя: у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы или различные вкусовые ощущения. Это явление получило название – синестезии.
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Например, в условиях воздействия интенсивного шума авиационного мотора чувствительность сумеречного зрения может падать на 20% от своего прежнего уровня. В профессиональной деятельности следователя при обследовании места преступления может наблюдаться снижение чувствительности зрительного анализатора под воздействием резкого неприятного запаха трупного разложения. Поэтому в таких условиях работы необходимо делать более частые перерывы, возвращаясь вновь к процедуре осмотра, или несколько раз перепроверяя и уточняя полученную в результате информацию.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений – изменение чувствительности к одним свойствам предметов и явлений под влиянием его других, противоположных свойств. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную и обонятельную чувствительность. Контраст ощущений приводит в чувства обонятельные рецепторы у парфюмеров, когда для их рабочего восстановления им приходится время от времени нюхать запах кофе.
Нередко контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а, следовательно, и в свидетельских показаниях. Например, свидетельница действительно может затрудняться или ошибаться, описывая внешний вид подозреваемого, если встретилась с ним на дискотеке, где была очень громкая музыка и пульсирующие световые эффекты.
Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или побочных им фармакологических веществ), которые также влияют на чувствительность анализаторов, либо повышают, либо резко притупляют. Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. При возникновении сомнений подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях следует помнить, что различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений, однако, создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинации, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение бывают настолько стойкими, что влияют на формирование ошибочных свидетельских показаний. В подобных случаях приходиться прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого. На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновой шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от воздействия на него внешнего раздражителя. Значение сенсорного эффекта при воздействии слабых раздражителей, когда трудно отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала.
Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нервной системы субъекта, его особенности темперамента. Люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью.
Профессиональная деятельность юриста предъявляет повышенные требования к его сенсорной организации. Особенно это касается чувствительности зрительных, слуховых и обонятельных анализаторов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.
Восприятие по сравнению с ощущением это более совершенная форма отражения действительности, предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.
С помощью восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки следственных и судебных ошибок, и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности.
Виды восприятия соответствуют видам анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные или кинестетические. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность.
В отличие от ощущений, восприятие формирует целостный образ предмета или явления, даже такого сложного как преступление. В силу этого человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что нередко приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только , что они видели или слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта. Ведь если у человека было красным лицо, то это может быть не только эффект «парной бани», но и другие причины.
Активность восприятия носит поисковый характер и связана с процессом целенаправленного и избирательного отбора и синтеза признаков предмета. Здесь действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании и тактильном восприятии, движение зрачков, перемещение тела в пространстве. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере упрощен или свернут, что необходимо учитывать при анализе получаемой следственной информации, задавая дополнительные, уточняющие вопросы.
Осмысленность восприятия тесно связана с процессом мышления. Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем предмет нашего познания. Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. Использование речи обостряет восприятие, помогает выделить существенные признаки и их отношения. Пожалуй нет лучше способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней речи, но и письменной речи. Вот почему требования законодателя о протоколировании следственных действий, изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивание планов и схем имеет под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу. Посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя, что может привести к очень серьезным осложнениям по делу.
Существенное значение в перцептивной стороне познания имеет организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Тенденция к мыслительной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.
Апперцепция – свойство восприятия, которое проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний и интересов. У человека постепенно накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с различными раздражителями, формируется интеллектуальный опыт определения количественных и качественных характеристик различных раздражителей – банк перцептивных гипотез. Это позволяет более оперативно реагировать на действие всевозможных стимулов. Чем богаче этот опыт, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.
Константность восприятия проявляется в перцептивной способности воспринимать объекты с определенным постоянством их формы, величины, цвета и т.п. Под каким бы углом зрения мы не смотрели на тарелку, она все равно будет восприниматься нами круглой, хотя ее проекция на сетчатку глаза может быть в форме эллипса, круга или прямой линии. Белый лист бумаги даже в слабо освещенном помещении воспринимается как белый, а слон независимо от расстояния воспринимается нами как большое животное. Однако, состояния эмоциональной напряженности или аффекта могут воздействовать на константность восприятия, искажая его результаты. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только то, что он видел или слышал, но и то в каком эмоциональном состоянии он находился.
Одним из проявления искаженного восприятия могут быть иллюзии, с которыми нередко приходится сталкиваться в следственной работе. Причины иллюзий могут быть объективными и субъективными. Объективные причины могут быть связаны с отсутствием контрастности между предметом и фоном, белые предметы могут выглядеть больше, чем темные и т.п. К субъективным причинам следует отнести адаптацию анализаторов, утомление рецепторного механизма, эмоциональные состояния напряженности или страха. Важным отличием иллюзий от галлюцинаций является то, что первые возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, а вторые – результат патологических нарушений перцептивных процессов, когда возникновение псевдообразов не обусловлено воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.
Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетелей или потерпевших для последующей более точной оценки их показаний следователем или судом.
 Большое значение в работе юриста имеют психологические представления об основных функциях памяти, внимания, мышления и воображения.
Память – это сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память включает в себя процессы: запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания.
Их основные свойства и психологическая характеристика всем вам хорошо знакомы. Кроме этого, существует несколько видов памяти: генетическая, образная, двигательная, эмоциональная, вербально-логическая, произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная, оперативная.
В процессе расследования преступлений следователю нередко приходится допрашивать людей с нарушениями памяти – дисмнезии или различные амнезии. Чаще это нарушения памяти на текущие события у лиц преклонного возраста – фиксационная амнезия. Грубо нарушается память при травмах головного мозга, после которых наблюдался период потери сознания. Когда наблюдается полное забывание того, что предшествовало потере сознания – ретроградная амнезия, или тех событий, которые следовали вслед за ней – антероградная амнезия. Одновременное сочетание двух видов этих амнезий - анетероретроградная амнезия.
 Зная основные закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти прокурор, следователь, судья или адвокат могут активизировать память у участников процесса в целях установления истины по делу. К таким приемам активизации памяти можно отнести:
- создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;
- обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;
- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например, эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;
- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление меду разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;
- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;
- проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценции (воспроизведение, вспоминание).
Зная высокую степень информационной нагрузки у лиц юридического труда, важно иметь представление о некоторых приемах, улучшающих запоминание:
- смысловая организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов или понятий;
- составление плана, разделяющего исходную информацию, текущие дела, вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала идет по разным разделам: по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам и т.д.;
- составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;
- сравнение сходных явлений, фактов, например, выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств;
- классификация, систематизация материала – неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судебной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.
Внимание – это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отдельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением посторонних раздражителей.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную ему информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Внимание проявляется в различных психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, двигательных актах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой психической деятельности как составной элемент этих процессов. Поэтому оно не отделимо от собственно познавательных процессов.
Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.
В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценивать их показания.
Выделяют две основные группы факторов внимания:
1.      Внешние факторы, определяющие направленность внимания: интенсивность и сила раздражителя (резкий звук, яркий свет, неприятный запах особо привлекают внимание человека).
2.      Субъективные факторы: соответствие раздражителей потребностям субъекта и их значимость (чувства, эмоции, интерес).
Характеристика внимания:
- объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых объектом: для взрослого это примерно 6 элементов. Если между ними есть смысловые связи, то их количество может быть больше;
- концентрированность и распределяемость внимания выражается необходимостью направленности внимания на один объект или вид деятельности, позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. В условиях возрастающих нагрузок в работе следователя приходится постоянно держать во внимании несколько дел, и по каждому из них планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования;
- устойчивость внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим колебаниям – в среднем от 2 до 12 секунд (утомление и адаптация органов чувств). В условиях занятий или предметного общения непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 минут, что необходимо учитывать при ведении допроса, вовремя изменяя доминанты темы беседы;
- переключаемость внимания – важная характеристика для профессиональной юридической деятельности, позволяющая быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, оперативно перестраиваться по ходу запланированной работы; переключаемость позволяет поддерживать внимание на должном уровне за счет смены видов деятельности: чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей;
- внимательность лежит в основе профессинально значимых свойств личнсоти юриста: любознательности, наблюдательности, высокой работоспособности и творческой активности.
Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Это наиболее сложный из познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Подробно мышление, его функции, структура и этапы описаны в соответствующей психологической литературе, изучите (повторите) самостоятельно.
Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер, что может негативно сказываться на характер их мышления.
Требования к мыслительным способностям юриста:
- познавательная активность, легкость генерирования идей;
- глубина и широта мышления;
- проностичность и рефлексивность мышления;
- гибкость, подвижность мыслительных процессов;
- самостоятельность мышления.
Способы активизации мыслительной деятельности:
- стимуляция мотивов мыслительной деятельности;
- активное включение в поисковую деятельность;
- вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации;
- метод проигрывания ролей;
- отсрочка;
- метод группового стимулирования мыслительных процессов.
Эмоционально-волевая сфера является также чрезвычайно важной, так как оказывает мощное влияние на поведение личности, способствует формированию и совершению противоправных действий, активно участвует во всех следственных и судебных процедурах, формировании феноменов «раскаивания» и «перевоспитания». Нередко эмоциональные состояния и чувства тяжело переживаются, вызывая у людей глубокие нравственные страдания. Иногда это может рождать побудительную силу, толкающую человека к агрессивным формам реагирования, насильственным действиям. Подобные эмоциональные состояния должны учитываться судом и, согласно законодательству (ст. 61 УК РФ), в некоторых случаях рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельство.
Эмоция (лат. – волную) – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. Эмоции отражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, они всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Выходя из под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье.
Чувства в отличие от эмоций, являются более емкими, социально и интеллектуально насыщенными проявления психики. Они определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, и характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувстве долга, патриотизма, сострадания.
Эмоциональные состояния – это довольно стойкие и сложные, динамические, относительно устойчивые личностные образования. Они формируют настроение человека, определяют его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.
Обрадованный субъект видит мир сквозь «розовые очки», у разгневанного появляются лишь «сердитые мысли».
Велика роль эмоций в развитии межличностных отношений следователя, прокурора, судьи, защитника с различными участниками уголовного, гражданского процесса, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания. Владение языком чувств и эмоций – профессионально важное умение юриста. Это помогает распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, правильно выбрать наиболее выразительную форму реагирования, демонстрации своего эмоционального отношения к той или иной ситуации. Игнорирование эмоций понижает качество работы юриста.
Руководители правоохранительных органов также должны заботится о том, чтобы у их подчиненных было деловое, приподнятое настроение, поддерживать и создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоциональных состояний.
В своей работе юристы часто сталкиваются с различными состояниями эмоциональной напряженности, которые, как правило, сопровождают все конфликтные ситуации, и возникают на всех этапах судебно-следственной практики.
К ним относятся эмоциональные состояния тревоги, страха, эмоциональной напряженности или психологического стресса, посттравматические стрессовые расстройства, фрустрация, состояние физиологического аффекта, страдание.
Подробная их характеристика дана в специальной литературе, она весьма объемна, и вы ознакомитесь с ней самостоятельно.
Способы преодоления отрицательных психических состояний:
- лучше своевременно предупредить нарастающее состояние эмоциональной напряженности, чем бороться с ним (своевременное переключение, отдых, сон, перерыв);
- объективно оценивайте то, что с вами происходит, проявите философскую мудрость, поищите закономерность, объяснение этому состоянию – это уменьшит характер негативного эмоционального реагирования;
- постарайтесь внушить себе, что вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотрите на себя со стороны, вспомните как вам уже не раз приходилось выходить из подобных ситуаций;
- отступитесь на время от решения стрессогенных проблем, переключитесь на время на другую деятельность;
- активизируйте мотивы достижения (без веры в успех нельзя преодолеть свое негативное настроение).

Индивидуально-психологические особенности
К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» рассмотрел и обосновал возможность существования акцентуаций характера, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые имеют наследственный характер. Они выражаются не только в их качественном многообразии, но и количественной выраженности. Когда развитие той или иной черты достигает крайней границы нормы, возникает акцентуированная черта характера.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы (ее пограничного состояния), называют акцентуацией характера. Их относят к аномалиям психики, а носителей акцентуированных черт называют аномальными личностями. Акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Это слабое звено в характере человека проявляется в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ве дет себя без срывов, не доставляя неприятности ни окружающим, ни себе.
Акцентуация – это «ахиллесова пята», повышенная уязвимость личности к определенным психотравматическим воздействиям, адресованным к «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные (выраженные) акцентуации относятся к крайне границе нормы и отличаются постоянством черт определенного типа характера. Скрытая (латентная) акцентуация – это обычный вариант нормы со слабо выраженными или даже не выраженными особенностями, которые могут проявляться неожиданно лишь под влиянием ситуаций, предъявляющих повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления».
К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей:
1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению, жажде деятельности;
2. Застревающие, со склонностью к задержке эмоциональных реакций;
3. Эмотивные, эмоциональные (эмоционально-подвижные, впечатлительные);
4. Педантичные, с преобладанием в характере черт инертности, малой подвижности нервных процессов;
5. Тревожные, с преобладанием в характере черт воспринимающих больной спектр ситуации как угрожающих;
6. Циклотимные, со склонностью к перепадам настроения от гипертимного к депрессивному реагированию, дистимическому;
7. Демонстративные, с истерическими чертами характера, и с мощными механизмами вытеснения;
8. Возбудимые, со склонностью к повышенной импульсивной реакций в сфере желаний;
9. Дистимические, с наклонностью к преобладанию настроения депрессивного характера;
10. Экзальтированные, склонные к аффективному реагированию, легкости смены эмоций достаточно поверхностных.
Гипертимный тип. Основная черта этой акцентуации: оптимизм и жажда деятельности. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникает эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, инициативность. В клинической практике при крайней (психопатической) степени выраженности этот тип соответствует одноименному варианту циклоидного типа личностного расстройства, в рамках которого встречаются как «чистые» конституциональные гипертимы, так и конституциональные гипотимы – депрессивные, а также смешанные собственно циклоидные личности с чередованием полярных аффектов.
Дистимичный тип. Его характеризует доминирующее пессимистическое настроение, низкая контактность, немногословие. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. В клинической практике – психопатический уровень данного типа соответствует «гипотимному» варианту циклоидного типа личностного расстройства.
Циклотимный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера поведения. В период повышенного настроения они ведут себя как гипертимы и являются общительными людьми, а в период подавленного ведут как дистимичные личности и бывают замкнутыми. Характерным признаком циклотимной акцентуации является цикличность перепадов подъема и спада без явных причин. Психопатический уровень данного типа соответствует одноименному - циклоидному типу личностного расстройства.
Возбудимый тип. Данному типу присуща повышенная возбудимость в эмоционально травмирующих ситуациях, низкая контактность в общений, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они бывают занудливыми и склонными к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестны и аккуратны. В состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. Психопатический уровень данного типа соответствует возбудимому или эпилептоидному типу личностного расстройства.
Застревающий тип. Этот тип характеризуется стойким доминированием эмоциональных переживаний. Особо чувствителен к социальной несправедливости, обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. В клинической практике близким к психопатическому уроню данного типа является параноический тип личностного расстройства, где отчетливо преобладают склонность к формированию сверхценных идей, и гепертрофированное чувство собственного превосходства (сутяги, кверулянты, «вечные борцы за справедливость»).
Педантичный тип. Основная черта таких людей – чрезмерные претензии на аккуратность и добросовестность. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов: формализм, занудливость, брюзжание. В психопатическом выражении приближается к параноическому типу расстройства личности.
Тревожный тип. Эти людям свойственно боязливое отношение к жизни. Они безынициативны и неуверенны в себе. Им свойственна низкая контактность, робость, минорное настроение. В конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток и насмешек. В своем психопатическом выражении ближе психостеническому типу личностного расстройства.
Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых понимают «с полуслова». Это очень тонкие, ранимые люди. Они чрезвычайно эмоциональны, и это часто имеет глубокий, но скрытый характер. Они редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, и стараются не «выплескивать» их наружу. Привлекательные черты: доброта, эмотивность, эмпатичность, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга и ответственности, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость, накапливание обид. В своем психопатическом выражении соответствует психостеническому типу личностного расстройства.
Демонстративный тип. Этот тип характеризуется стремлением показать себя, продемонстрировать свои заслуги, даже если их не очень много. Для этого они с легкостью устанавливают контакты, стремятся к лидерству, жаждут власти и похвалы. У них мощные механизмы вытеснения и, хвастаясь, они «забывают» о неудачах и искренне верят в свою непогрешимость и удачливость. Они демонстрируют высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). В своем психопатическом выражении соответствует истерическому или диссоциативному типу личностного расстройства.
Экзальтированный тип. Им свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Их эмоции протекают бурно и ярко, несмотря на их ситуативность и поверхностность. Они часто спорят, но не доводят спор до открытых конфликтов. Вместе с тем, привязаны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, чрезмерная эмоциональность, подверженность сиюминутным настроениям. В своем психопатическом выражении близок к истерическому типу личностного расстройства.
Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации отражают свойства характера психически здорового человека. И лишь при воздействии неблагоприятных условий могут развиваться патологические нарушения адаптации и поведения. Поэтому акцентуации в психологии рассматриваются как личностные аномалии. Личностные аномалии – это не патология, а предрасположенность к ее развитию в определенных ситуациях.
Аномалии могут быть выражены в разной степени. Наиболее выраженные изменения – психопатии или расстройства личности, которые уже имеют рассмотрение и в медицинском аспекте малой (пограничной) психиатрии.
Психопатия – (греч. психо - душа, патос- болезнь) – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Они носят постоянный характер (стабильность) и проявляются во всех ситуациях (тотальность), препятствуя социальной адаптации индивида (нарушение адаптации). Для психопата ограничений не существует. Черты его аномального характера стойкий и необратимый характер. Патологическая реакция его личности, связанная с психотравмирующими факторами, предполагает сохранность определенного самоконтроля.
В то же время поведение психопатов одного и того же типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, а другой – душевнобольным. В нерезкой форме те или иные аномальные и даже психопатические особенности присущи всем нормальным людям. Поэтому, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.
Помимо поведенческих и адаптивно значимых индивидуально-личностных особенностей, существуют различия в индивидуально-врожденных психофизиологических особенностях. Одни люди обладают восприимчивостью к тончайшим оттенкам цветов, другие улавливают малейшие изменения в силе света, третьи различают тончайшие изменения в сочетании звуков, четвертые легко замечают различия в форме предметов или имеют обостренное осязание и т.п.
Эта различная степень остроты и восприимчивости является основой различных врожденных потенций, задатков и способностей. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных особенностей предполагающих развитие способностей. Связь между способностями и задатками не является жесткой и однозначной. На основе сходных задатков могут развиваться различные способности, и наоборот, на основе различных задатков могут развиваться сходные способности. Наличием тех или иных задатков объясняется то, что при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности развиваются быстрее и достигают более высокого уровня, чем у других.
Основные отличия задатков от способностей заключается в следующем:
- задатки даны от рождения, а способности приобретаются в результате обучения;
- задатки в отличие от способностей не требуют включения активного компонента деятельности, с которой они функционально связаны;
- способности формируются лишь при активном участии человека в тех видах деятельности, к которым они относятся.
Задатки могут быть общими, специальными, центральными и периферическими, сенсорными и двигательными.
К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, ССС, ЖКТ и др. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой специализированных отделов головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов, а периферические - периферических отделов органов чувств. Сенсорные связаны с процессами восприятия и переработки информации, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.
Чтобы задатки превратились в выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования. Благоприятная социальная среда может ускорять процесс развития и проявления способностей, а неблагоприятная – замедлять их развитие, но в конечном итоге, если есть задатки, то и способности проявятся обязательно.
Учитывая присущий человеку гигантский генетический полиморфизм, задатки есть у каждого человека. Поэтому нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает специфической системой качеств, которые могут ему позволить раскрыть свой личностный потенциал и достичь высоких результатов в определенных видах деятельности.
Способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют их успешность в различных видах деятельности. Они не сводятся лишь к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Леонтьев выделил и описал следующие основные способности человека:
- общебиологические – наследственно закрепленные свойства организма в результате его биологического развития, выражающие природу его вида;
- специфические – отражают специфическую человеческую природу и являются продуктов общественно-исторического развития человечества;
- общечеловеческие или общие – определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков
- специальные – это музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, актерские, лингвистические, математические, организаторские и другие.
Выделяют и сугубо профессиональные способности. По Платонову это «совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполняя ее, и совершенствуясь в ней».

Комментариев нет:

Отправить комментарий