понедельник, 17 августа 2015 г.

Зачем мантия

Зачем судьи носят мантию?


Судейский гардероб складывается из нескольких компонентов, но вот уже
несколько тысячелетий основным его элементом остается мантия или что-то
на нее похожее – длинная ниспадающая одежда. Почему именно она? "Мантия
передает ощущение торжественности и достоинства правосудия, – отвечает
канадский судья Пол Расмуссен, – то есть суд занят серьезным делом и
ожидает, что все присутствующие будут вести себя соответственно".

Современная судейская одежда, в том числе в России, восходит к
придворной моде и церковным и монашеским облачениям европейского
средневековья. Если быть более точным, то к Судейским правилам (Judges'
Rules) 1635 года, опубликованным в Англии с целью зафиксировать
сложившиеся к тому времени традиции. За последние четыре столетия
судейский гардероб не претерпел радикальных изменений. Конечно, он
эволюционировал, определенные изменения были обусловлены в том числе и
политическими или религиозными предпочтениями: например, в мусульманских
странах в одежде судьи обычно есть зеленый элемент. Но в целом судьи в
Европе и бывших колониях одеваются очень консервативно.

Cудье бывает не так просто одеться по всем правилам: "На заседаниях
Апелляционного суда (Уголовное отделение) судьи Высокого суда носят
черную шелковую мантию и короткий парик, равно как и в апелляционном
присутствии Отделения Королевской скамьи Высокого суда правосудия.
Разбирая уголовные дела в первой инстанции зимой, судья Высокого суда
носит пурпурную церемониальную одежду и мантию с мехом, но без пурпурной
накидки. Разбирая уголовные дела летом, судья носит аналогичную
пурпурную мантию, но с шелковой, а не меховой подкладкой. Судья
Королевской скамьи, разбирающий гражданские дела зимой, носит черную
мантию с мехом, черные шарф и пояс и пурпурную горжетку; летом –
фиолетовую мантию с шелковой подкладкой, а также черные шарф и пояс и
пурпурную горжетку".

Это цитата из документа 1992 года, призванного, заметьте, упростить
правила ношения одежды английскими судьями. С характерной для профессии
консервативностью судейское сообщество Англии и Уэльса отвергло
предложенные изменения.

Согласно упомянутым выше Судейским правилам 1635 года, судья носил зимой
черное платье с белым мехом, летом – фиолетовое или пурпурное. Два
элемента оставались черными независимо от времени года – пояс и часть
головного убора. До 1534 года встречаются упоминания о зеленом судейском
платье, но, очевидно, к началу XVII века оно полностью вышло из
употребления. И это самые базовые правила в сокращенном изложении. Особо
отметим, что никаких париков в то время у судей не было.

Но зачем так много деталей? Может быть, судейское облачение – это
сложная семиотическая система, где каждый элемент имеет свое мистическое
значение? Но нет – мантии, парики и прочее суть в основном дань моде,
сложившейся много столетий назад. Основные элементы судейского облачения
– длинное платье, большой капюшон или накидка, и мантия – сформировались
уже к XIV веку.

Со времен средневековья правосудие в Европе осуществлялось от имени
монарха. Королевские советы, Curia regis, действовали при дворах
монархов в странах континентальной Европы и в Британии. В совет входили
как светские, так и духовные лица, из числа его членов король или
император назначал судей. Следы этого порядка можно и по сей день
обнаружить в английских судах – входя в зал, адвокаты кланяются, но не
судье, как многие думают, а королевскому гербу, висящему над головой
судьи, в знак уважения к королевскому правосудию.

Несомненна также тесная связь юридической профессии с академическим и
церковным сообществами. Во многих странах мира сроки и деление
академического и "юридического" года практически совпадают, и оба
начинаются после Михайлова дня (29 сентября) с так называемого
Michaelmas Term. Юридический факультет, наряду с богословским и
медицинским, был высшей ступенью образования в средневековой Европе. Во
Франции и сегодня выпускники университетов надевают платье, идентичное
тем, что носят судьи.

Судейская одежда, так же, как и академическая, очень напоминает одежду
духовных лиц. Одна из частей головного убора судей очень напоминает
пилеолус, головной убор католического духовенства, прикрывавший тонзуру
(выбритый участок на голове священнослужителя или монаха) – вероятно,
потому, что в эпоху Средневековья представители Церкви часто исполняли
административные и судейские обязанности. Судейская мантия очень
напоминает рясу, которая, с точки зрения христианской традиции,
символизирует "всепокрывающую силу Божию" – а судья, подобно монаху (и
врачу), призван нелицеприятно служить людям на своем месте, наказывая
преступников (грешников) и освобождая невинных.

Связь этих трех "образованных профессий" обусловлена и чисто
практическими обстоятельствами, поскольку в раннем средневековье
грамотными были почти исключительно церковники. Недаром слово "клерк",
т.е. чиновник канцелярии – исторически близко к "клирик", т.е. церковник.

А на голове у судьи, как мы помним, парик. Пожалуй, это самый
экзотический из сохранившихся в XXI веке элементов судейского гардероба.
Сперва он стал популярным на континенте: в 1620 году епископ Луи Барбье
появился при дворе Людовика XIII в парике, и всего через несколько лет
парик стал непременным атрибутом придворного наряда. Сорок лет спустя
Карл II, вернувшийся на английский трон из французской эмиграции,
распространил и в Англии моду на парики. Они стали знаком социального
престижа и, что называется, de rigueur – тем, без чего человека сочтут
безнадежно отставшим от жизни.

Можно было бы подумать, что парик изначально мыслился как подчеркнуто
непрактичный аксессуар для знати, свободной от ручного труда. Это не так
– в эпоху отсутствия регулярного горячего водоснабжения и моды на
длинные волосы он оказался отличным решением для борьбы с паразитами
(собственные волосы стали остригать очень коротко). Еще одно
практическое применение имело прямое отношение к судьям – носителя
парика не так-то просто опознать вне зала суда, уже без этого атрибута.
Этот аргумент сохраняет свою силу и по сей день – его использовали
английские судьи в борьбе за сохранение париков в 1992 году. А еще парик
отлично прикрывает раннюю лысину.

Парик становился даже предметом политического торга: Томас Джефферсон и
Джон Адамс – двое из пяти авторов Декларации независимости Соединенных
Штатов (1776 г.) и президенты США №3 и №№2 и 4, соответственно –
разошлись во мнениях относительно будущего гардероба американских судей.
Первый требовал полностью порвать с британской традицией и перейти к
ношению гражданского костюма, второй (адвокат по профессии), напротив,
желал традицию сохранить. В конце концов, они пошли на компромисс –
отказаться от париков, но оставить все остальное.

В обществе парики уже к началу XIX века выходили из употребления – но не
"юридический" парик, надолго переживший все прочие. Судебная корпорация
крепко держалась за свои привычки – и держится до сих пор.

Помимо парика, в континентальной Европе была широко распространена
цилиндрической формы шапочка. Она сохранилась, например, в большинстве
бывших французских колоний, хотя в самой Франции уже выходит из
употребления. Сходной формы головной убор сейчас используется
Федеральным конституционным судом Германии.

Заслуживает упоминания еще один, специального назначения, вид головного
убора судьи в Англии – так называемая черная шапочка (black cap).
Вопреки названию, это вовсе не шапочка, а что-то вроде платка,
накрывающего голову. Всего 15 лет назад эта квадратная тряпочка на
парике судьи вызвала бы ужас у подсудимого – черную шапочку английские
судьи надевали, вынося смертный приговор. После фактической отмены
смертной казни в Англии в 1969 г. (окончательно в 1998 г.) она
используется исключительно в церемониальных целях, когда торжественность
события требует от судьи полного одеяния.

Когда-то у черной шапочки был своего рода антоним – белые перчатки. Со
времен средневековья существовала традиция вручать приехавшему судье
белые перчатки в знак "чистоты" местности – отсутствия в городе или
графстве уголовных дел. В Англии этот обычай исчез уже давно, но,
например, в Австралии о нем вспоминали вплоть до середины ХХ века.

В первую очередь, имеется в виду знаменитый судейский молоток (gavel).
Этот аксессуар судейского величия бросается в глаза в американских
фильмах, но на самом деле судьи в США предпочитают его не использовать.
В Англии он был в ходу, возможно, еще с раннего средневековья, причем
только в гражданских делах и никогда в уголовных, но сейчас полностью
вышел из употребления.

История использования этого предмета в судах темна и непонятна. Наиболее
распространенная теория основывается на старинном значении слова gavel –
плата или дань вышестоящему, позднее рента, уплачиваемая нанимателем
жилища. Это объясняет, почему молоток использовался именно в гражданских
процессах.

Другое предположение состоит в том, что сам по себе звук удара молотком
был аудиальным знаком, означавшим, что решение принято или сделка
заключена. Известно, что в Средние века сделки иногда завершали хлопком
в ладоши и этот звук – как в наши дни удар молотка аукциониста – означал
успешное окончание переговоров. В России в аналогичных случаях было
принято "ударять по рукам".

В последние несколько десятилетий в Восточной Европе также стали
особенно популярны медальоны и цепи. Обычно они являются символами а)
статуса носителя и б) источника власти, т.е. чьим именем судит судья.

Прошлое столетие оставило свой след и на судейской одежде. Во многих
вновь возникших государствах осуществлялась мечта Томаса Джефферсона, и
"народный судья" внешне не отличался от простого гражданина и вершил суд
именем народа. В советские времена все участники процесса носили обычные
гражданские костюмы. После распада соцлагеря в странах Восточной Европы
и бывшего СССР судейское сообщество стало возвращаться к старой
европейской традиции в одежде.

Прекрасный пример сознательного отношения к профессиональной одежде
подали судьи Федерального конституционного суда Германии. К началу
1960-х годов им наскучило носить ту же одежду, что и их нижестоящие
коллеги, поэтому они учредили Комитет по мантиям, с целью выбрать себе
новую. Для этого они пригласили театрального режиссера из Мюнхена и
попросили помочь выбрать подходящий костюм. Режиссер прибыл с толстым
томом, полным изображений ярких разноцветных одежд, и комитет выбрал –
итальянский костюм XV века. Пример вы можете видеть на портрете Федерико
да Монтефелтро работы Пьеро делла Франческа.

Чудная история произошла с председателем Верховного суда США Вильямом
Ренквистом (William H. Rehnquist). Увидев в спектакле "Иоланта" костюм
лорда-канцлера, он пришел в такое восхищение, что сделал соответствующие
дополнения к своей собственной профессиональной одежде. 17 января 1995
года он впервые продемонстрировал их публике, чем вызвал некоторую
ажитацию у своих коллег; судья Ренквист использовал обновленную мантию
до конца своей жизни. Впрочем, его преемник на посту председателя
Верховного суда не стал продолжать традицию.

В целом мир движется в сторону упрощения судейских одеяний, только с
разной скоростью – в Англии, например, постепенно уменьшается размер
парика и упрощаются правила выбора и ношения элементов судейской одежды,
в то время как в других странах судьи в зале суда могут внешне не
отличаться от публики. Тем не менее стандартным, "повседневным" одеянием
судьи в подавляющем большинстве стран мира остается черное платье или
мантия. Пока преимущество за прошлым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий