пятница, 4 октября 2013 г.

Откладывание дел со дня на день

Лучше поздно, чем никогда.

Откладывание дел со дня на день – это умение идти в ногу со вчерашним днем.


Как-то раз на семинаре, на котором присутствовало около 500 мужчин и женщин, я попросил поднять руки тех, кто согласен с утверждением, что откладывание дел со дня на день входит в число трех основных типов деструктивного поведения. Руки подняли почти 90% присутствовавших.

Едва ли не каждый имеет привычку откладывать на завтра то, что можно было бы сделать сегодня, даже эксперты по деструктивному поведению. Год за годом, стоило только кому-либо процитировать мои слова в средствах массовой информации, мне говорили: «Вы должны написать книгу». Это мне льстило, но приводило меня в отвратительное состояние. Я знал, что должен написать книгу. Я хотел написать книгу. Я даже начал ее писать. Но всегда находилась причина отложить работу. Я подшучивал над собой: «Как ты можешь помогать кому-то изменить себя, когда ты не способен побороть даже собственную лень?»


Наконец я понял, что мне мешало. Я одинок. Перспектива проводить многие часы в одиночестве за напряженной работой казалась просто невыносимой. Как только я уяснил себе суть проблемы, я понял, что нужно делать: найти партнера и взять его в соавторы. С этого момента работа над книгой пошла гладко и стала доставлять мне удовольствие.

Конечно же, можно найти немало причин тому, почему люди мешкают. Это и неуверенность в собственных силах, и скука, которую может вызывать у вас предстоящее дело, и боязнь неудачи, и ощущение своей неподготовленности, и многое другое. Но дело не только в том, что придется испытать эти чувства. Нередко решающую роль здесь играет нежелание переживать их в обстановке полного одиночества, когда рядом нет никого, кто мог бы вас поддержать или приободрить. Вы можете проклинать себя за свою лень, за трусость или нерешительность, но, возможно, в действительности все дело в одиночестве, особенно если вы откладываете решение главным образом тех задач, которое требуется выполнять одному.

Как правило, причины возникновения этой проблемы коренятся еще в раннем детстве. К примеру, когда ребенок пробует делать первые шаги, он испытывает то восторг от собственных достижений, то ужас перед неизведанным. Когда его переполняет восторг, ему никто не нужен. Но как только его охватывает страх, он оборачивается в сторону матери или отца, чтобы вновь ощутить себя в безопасности и обрести уверенность. Слова: «Все хорошо, не бойся, у тебя все получится!» помогают ему двигаться дальше. Но если он, обернувшись, не найдет такой поддержки, он упадет и перейдет на привычное передвижение ползком. Он не научится ходить до тех пор, пока не получит помощь со стороны. Аналогичная ситуация складывается всякий раз, когда ребенку приходится решать сложную задачу. Если поблизости не окажется взрослых, которые могли бы прийти на помощь, трудности, встречающиеся на пути ребенка, будут ассоциироваться у него с болью одиночества.

Если же ребенка ободряют, если он получает наставления и утешение в случае неудачи, то и во взрослой жизни ему будут присущи такие качества, как уверенность в себе, рассудительность и жизнестойкость, всегда выручающие его в трудный момент. С другой стороны, если одиночество пробуждает эмоции, вызванные воспоминаниями о прежних мучениях и страхах, ему, когда он становится взрослым, будет свойственно все откладывать на потом.

Лучший способ преодолеть свою привычку откладывать на потом, порожденную боязнью одиночества, - это заручиться поддержкой других людей.

Канительщик вполне может быть заводилой, когда он оказывается в окружении других. Вот почему люди вместе бегают трусцой, посещают различные группы по интересам, находят себе компаньонов. Именно поэтому же группы самопомощи такие как «Анонимные алкоголики», пользующиеся немалым успехом, широко применяют практику «шефской помощи» тем своим членам, у которых наступает трудная полоса.

В отсутствие полноценного партнера попробуйте привлечь к делу человека, способного поддержать ваши усилия. Я, к примеру, оказывал поддержку одной женщине, которая в течение трех лет никак не могла завершить работу над докторской диссертацией. Я звонил ей каждый день в девять часов утра и задавал ей вопросы, наподобие таких: «Вы сейчас за своим рабочим столом? Какую следующую задачу вы собираетесь перед собой поставить? Чем вы займетесь, когда с ней покончите?» Я также заставлял ее давать мне отчет о каждом часе проделанной работы. Такие действия по отношению к взрослому человеку, способному отвечать за себя, могут показаться излишними, но они помогают. Как и большинство из нас, она была готова мириться с некоторым принуждением, поскольку несла его бремя не одна.

Если вы не можете найти настоящего помощника или наставника, попробуйте вызвать перед собой образ любящего родителя, друга или учителя – любого человека, кого бы вам очень не хотелось разочаровывать и кто в момент, когда вы наконец сделаете то, от чего так долго уклонялись, мог бы вам сказать: «Прекрасная работа, ты просто молодец!» пусть только такая воображаемая вами поддержка со стороны другого человека станет именно тем толчком, который поможет вам довести до конца дело, которое иначе вы отложили бы.


 Авторы Марк Гаулстон, Филипп Голдберг

Психологические ловушки

Комментариев нет:

Отправить комментарий