вторник, 27 января 2015 г.

Детские медиа

В области производства аудиовизуального контента для детской аудитории
важно принять во внимание, что для современных детей телевидение и сеть
"Интернет" являются ключевыми источниками информации об окружающем мире,
важнейшим фактором социализации и формирования ценностных ориентиров.
Дети, проводящие перед экраном в среднем 4 часа в сутки, смотрят или
российские программы, ориентированные на взрослую аудиторию, или
программы зарубежного производства.

Современные темпы развития информационных технологий и широкополосного
доступа к сети "Интернет" (охвачено более 40 процентов территории
Российской Федерации) в ближайшие 3 - 5 лет позволят обогнать
телевизионное потребление, являющееся в настоящее время основным для
аудитории в возрасте от 4 до 12 лет, и выведут интернет-потребление на
первое место. Аудитория интернет-пользователей в возрасте до 12 лет
насчитывает сегодня более 18 млн. человек, а прирост числа пользователей
в сети "Интернет" в целом в 2012 году составил 57 процентов. Поэтому
сегодня практически все традиционные средства массовой информации ищут
формы своего представления и развития именно в интернет-пространстве.

По итогам 2012 года в прокате из 84 отечественных фильмов было
представлено только 5 фильмов для детской и семейной аудитории. При этом
в прокате 2012 года было 23 анимационных фильма зарубежного производства.

Дефицит производства детского и юношеского кино можно связать с тем, что
открытое акционерное общество "Творческо-производственное объединение
"Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького",
которое в советский период было главной площадкой (фактически кластером)
по производству детских кинокартин и обеспечивало спрос на киноконтент
для всей страны, на сегодняшний день практически не выпускает фильмов
данного сегмента в связи с финансовыми и управленческими проблемами.

Изучение принципов телевещания в большинстве развитых стран говорит о
том, что рынок детского телевидения в целом является убыточным и требует
поддержки со стороны государства. В одних странах роль детского вещателя
берут на себя общественные телеканалы, в других - четко прописаны
обязательства для коммерческих вещателей относительно доли детских
программ в эфире.

Таким образом, основные меры поддержки детского телевещания в
большинстве стран направлены на производство собственных телепрограмм
для детей, учитывающих национальные особенности. На их производство
выделяются субсидии и гранты как из государственного бюджета, так и из
общественных фондов. В качестве стимула для частных инвестиций в детский
телеконтент в таких странах, как Франция и Канада, применяют налоговые
льготы. В Австралии их частично заменяют схемы компенсации расходов
производителей.

В России нишу детского телевидения заполняют в основном
специализированные (эфирные и неэфирные) детские телевизионные
каналы. На декабрь 2012 г. в России насчитывалось 15 телевизионных
каналов, ориентированных на детскую аудиторию. Только 5 из них являются
национальными - "Карусель", "Детский", "Детский мир", "Знание" и
"Радость моя". Все прочие являются адаптированными (дублированными)
версиями зарубежных каналов и показывают продукцию в основном
зарубежного производства.

В возрастном сегменте от 4 до 12 лет телеканал "Карусель" охватывает 66
процентов аудитории, рейтинг телеканала - 21,3 процента, телеканал
"Disney" соответственно - 73 процента и 94,5 процента. Эта ситуация
связана с большим опытом производства и высоким уровнем развития
сериальной, анимационной и художественной продукции для семейной
аудитории в Соединенных Штатах Америки, а также наличием большой
библиотеки контента.

Тем не менее в последние годы на рынке анимации при государственной
финансовой поддержке появился ряд качественных анимационных сериалов для
детей ("Смешарики", "Маша и медведь", "Фиксики" и др.) и полнометражных
фильмов (ленты-франшизы про богатырей, "Белка и Стрелка" и др.). Но при
покупке телепрограмм для детей вещатели нередко отдают предпочтение
зарубежной анимационной продукции или отечественной мультипликации
советского периода, которая стоит в несколько раз дешевле, чем
премьерные показы или современная российская анимация. Такая ситуация
приводит к тому, что сегодня западные медиакомпании играют ведущую роль
в формировании у российских детей образов современных героев. По данным
социологических опросов среди детей от 4 до 12 лет только 23 героя из
100 наиболее популярных персонажей детских фильмов имеют российское
происхождение и только 7 из них являются современными. Коммерческие
возможности использования фильмов и образов из кино колоссальны.

На сегодня в России насчитывается порядка 450 частных кино- и
телекомпаний, из которых около 140 занимаются производством теле- и
киноконтента на постоянной основе. При этом около 50 компаний
ориентированы на производство анимационной продукции разного
формата. Сегодня в России существует только одна государственная
анимационная студия - федеральное государственное унитарное предприятие
Творческо-производственное объединение "Киностудия "Союзмультфильм".

Основные тенденции российского рынка детских информационных технологий и
медиа:
информатизация, развитие систем мониторинга, развитие облачных решений;
робототехника, разработка детских интерфейсов для взрослых вещей и
деятельностей;
развитие интернет-телевидения.

Приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в
сегментах анимации, контента для детского телевидения, лицензионной
модели экономического развития сегмента медиа.

(Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р)

Комментариев нет:

Отправить комментарий