понедельник, 1 декабря 2014 г.

ПРОВОДИМ ДИАГНОСТИКУ, ОПРЕДЕЛЯЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ


Современная правовая наука обнаруживает возрастающую потребность в использовании методов экономической науки для изучения многих правовых явлений <1>. Особенно актуально это при анализе таких вопросов, как оценка эффективности принимаемых норм права, результатов правоприменения, для определения подлежащих выработке и принятию законопроектов.
--------------------------------
<1> Одними из первых "экономизировать" или внедрить экономические методы и критерии анализа в изучение тех сфер общества, которые не имеют прямой связи с экономическими процессами, пытались нобелевские лауреаты по экономике - Дж. Бьюкенен, Г. Саймон, Г. Беккер и др.


Балансируем на грани

Проблема эффективности правовых предписаний в экономической теории рассматривается с точки зрения выявления преследования ими общего (максимизация стоимости или благосостояния либо устранение препятствий для такой максимизации) или частного (перераспределение созданного богатства в пользу отдельного индивида или группы) интереса <2>. Иными словами, принцип эффективности законотворчества (в качестве одного из принципов законопроектной деятельности) <3> заключается в поддержании баланса между социальными потребностями и их законодательной обеспеченностью, между количеством законов и действенностью каждого из них, между законотворческой активностью и законообеспечительным подзаконным правотворчеством, между публичным характером законодательства и адекватным отражением в нем отдельных экономических приоритетов или интересов социальных групп <4>.
--------------------------------
<2> Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2005. С. 25.
<3> Подробнее о принципах законопроектной деятельности в РФ см.: Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 2006. С. 19 - 26.
<4> Там же. С. 25.

Ряд авторов <5> отмечают, что в настоящее время расширение и углубление правового регулирования, возрастание числа нормативных актов, вносимых в виде законопроектов и принимаемых в качестве законов, имеют в качестве негативной оборотной стороны разрушение системности законодательства. Тем самым происходит неоправданное увеличение числа законов и других нормативных актов как за рубежом, так и в РФ. Но ведь количественный рост не всегда сопровождается качественным. Вал законопроектов приводит к ухудшению законов, ошибкам, к внесению изменений и дополнений в только что принятые законы и, как следствие, к низкому качеству управленческих решений, неэффективности регулирования общественных отношений.
--------------------------------
<5> Ильина Н.В. Оценка законопроектов и эффективности их принятия в ходе федерального законодательного процесса в части законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации // http:// www.duma.gov.ru/ index.jsp?t=pravupr/ ocenka_zak/ 12.html - официальный сайт Государственной Думы РФ; Карпен У. Необходимость оценки роли законодательства в обеспечении фундаментальных прав человека // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы междунар. семинара, г. Рязань, 16 - 17 дек. 2002 г. / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Совет Европы; Ряз. обл. Дума. М.: Изд-во Государственной Думы, 2003, и др.

Сознание населения уже не успевает за стремительным и порой трудно объяснимым процессом изменений в правовой сфере, напоминающим шараханье из одной стороны в другую. Несомненно, законодательство должно совершенствоваться, особенно в период глубоких социально-экономических преобразований. Однако для любой правовой системы стабильность - важнейшее условие ее эффективности <6>. Слишком частые и не всегда обоснованные нововведения дезориентируют и правоприменителей, и граждан, создают благодатную почву для распространения правового нигилизма, снижают качество законодательных актов. Из-за спешки законопроекты готовятся без должной проработки, они внутренне противоречивы, в них есть смысловые пробелы и дублирование. Правовое регулирование заменяется порой политическими решениями при отсутствии соответствующих юридических механизмов их реализации. Вместе с тем побочные негативные последствия повлекли за собой и изменение методов правового регулирования. Как справедливо отмечается в литературе <7>, общедозволительный метод - "незапрещенное разрешено" - стал восприниматься определенными субъектами как своего рода приглашение к вседозволенности: "теперь можно все".
--------------------------------
<6> Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 372.
<7> Матузов Н.И. О принципе "не запрещенное законом дозволено" // Теория государства и права. Саратов, 1995. С. 174.

Как повысить эффективность законов?

В числе методов, используемых для повышения эффективности правовых актов (законов), например, шведский правовед С. Магнуссон указывает <8> опубликование принятых законов в официальных изданиях (в Швеции - в Svensk Forfattmngssamling). Так, согласно закону, запрещающему телесные наказания (порку) детей, который был представлен в Швеции в 1970-х гг., телесные наказания запрещались не только в школах и подобных учреждениях, но и в семьях. Когда закон был принят парламентом, Министерство юстиции распространило обширный информационный материал, включая официальные сообщения для печати и буклеты. Также закон широко обсуждался в СМИ. Можно предположить, что общественное внимание к новому закону, по крайней мере на начальной стадии, было привлечено из-за его неоднозначности, и закон стал широко известен в короткие сроки.
--------------------------------
<8> Магнуссон С. Роль законопроектов как проводника норм: анализ и прогноз // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы междунар. семинара, г. Рязань, 16 - 17 дек. 2002 г. / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации; Совет Европы; Ряз. обл. Дума. М.: Изд. Гос. Думы, 2003.

Законы, устанавливающие нормы для граждан, обычно содержат упоминание о санкциях, наступающих в случае несоблюдения закона, отмечает С. Магнуссон. Они-то и являются еще одним средством повышения эффективности законодательства. Эффективность уголовных санкций с точки зрения профилактики преступности на уровне отдельной личности широко изучалась шведским социологом У. Бондесон. Одно из ее заключений: тюрьмы неизбежно воспитывают тюремную психологию, тюремные субкультуры способствуют криминализации. Таким образом, для предотвращения рецидивной преступности должна использоваться не санкция лишения свободы, а иные санкции <9>.
--------------------------------
<9> См.: Hans Gunnar Axberger. Det allrnanna rattsrnedvetandet. BRA-rapport. 1996:1, Stockholm, 1996. P. 72. Цит. по: Магнуссон С. Там же.

В числе других методов повышения эффективности правовых актов указывается также на необходимость учета общественного мнения. Во многих странах (и Россия не исключение) законодательный процесс обычно включает всестороннюю исследовательскую работу. Предлагаемый законопроект часто основывается на докладе правительственного комитета, в который входят не только эксперты-юристы, но и парламентарии и другие представители граждан. Комитет может заблаговременно провести широкие опросы. Например, организовать рассылку анкет и слушания. Опубликованный доклад комитета в большинстве случаев направляется на рассмотрение и обсуждение в различные инстанции еще до того, как правительство определит свою официальную позицию и подготовит законопроект для парламента. При подготовке законопроекта таким образом правительство располагает обширной информацией о мнениях различных общественных групп. Тем не менее чаще всего такого рода информация сводится к мнениям экспертов и заинтересованных лиц. На наш взгляд, вряд ли можно принять как данность то, что эти мнения всегда отражают точку зрения широких слоев населения по той или иной проблеме.

Разбудите "спящие" нормы права!

Исходя из того что к основным правовым слагаемым эффективности законодательства относятся правовое качество самого законодательства, эффективность правоприменительной деятельности, уровень правосознания правоприменителя и населения в целом <10>, выдвигаются следующие условия повышения эффективности правового регулирования <11>.
--------------------------------
<10> Там же.
<11> Морозова Л.П. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 319, 320.

1. Совершенствование правотворчества, что предполагает наиболее полное выражение в нормах права общественных интересов и потребностей, усиление гарантированности юридических норм.
2. Совершенствование процесса правоприменения, занимающего в механизме правового регулирования одно из центральных мест. Механизм должен выражать тесную взаимосвязь различных правовых средств: если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений и ввести их в строгие рамки законности, то правоприменение конкретизирует эти средства применительно к отдельным субъектам, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе механизма правового регулирования, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта.
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права влияет на качество механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка. При этом интересы личности - главный ориентир для совершенствования этого механизма. Данное условие служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений.
Таким образом, недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) неправильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, то есть неэффективной реализацией права.
Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит и от собственно юридических возможностей, и от уровня развития экономики, от социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д. Рассмотренные вопросы представляют собой лишь одну из многочисленных граней проблемы эффективности (оценки законов). Поэтому наиболее правильно рассматривать ее как комплексную научную задачу, при решении которой должны использоваться различные средства и методы. Ведь только в совокупности они могут дать более или менее достоверную картину эффективности нормы, поскольку бесспорен тот факт, что действие законов, их результативность зависят от множества факторов (экономических, политических, идеологических и юридических), образующих систему, действующих не только с неизбежной закономерностью, но и синергетически.

 К. БЕЛИКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий