Банк России считает целесообразным ввести правило, согласно которому крупные предприятия должны иметь по два-три зарплатных банка на выбор работника для борьбы с "зарплатным рабством". Об этом сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече банков с руководством ЦБ РФ.
"Уже обсуждали..., что крупные предприятия должны иметь не один, а как минимум два-три банка для выбора клиентов. И можно предусмотреть, как это правило вводить - либо законодательно, либо рекомендательно, но расширить выбор для работников", - сказала она.
При этом, по словам Набиуллиной, в предложении ряда банков создать единого зарплатного оператора ЦБ пока видит больше минусов, чем плюсов.
Ранее несколько банков - в частности, Тинькофф и Альфа Банк - выступили с инициативой создания единого зарплатного оператора, который мог бы вести единый реестр счетов для выплаты зарплат, а работник без участия работодателя выбирал бы, в какой банк перечислять зарплаты. Банки пожаловались, что закон об отмене "зарплатного рабства" не работает и большинство работников все еще привязаны к определенному банку - в основном это банки с госучастием.
"Теоретически - технически создание такого механизма возможно. Есть страны, прежде всего, в Великобритании, где такой сервис создан. Но на практике создание зарплатного оператора имеет больше минусов, чем плюсов", - заявила глава ЦБ.
"Плюсы - это снятие формальных ограничений на выбор банка, поскольку работодатель исключается из цепочки выбора банка работником", - отметила она. Но это ограничение снимается лишь условно, потому что работодатель всегда сможет найти способ убедить работников получать зарплату в том банке, который ему выгоден, считает Набиуллина. Минусы перевешивают
Среди минусов идеи создания зарплатного оператора Набиуллина назвала возможное увеличение комиссий за обслуживание счетов граждан и ставок по кредитам. "В рамках зарплатного проекта обычно за "оптовость" этой услуги эти сервисы бесплатны, и банки охотно дают кредиты и предлагают выгодные ставки, если человек получает зарплату в этом же банке. Эти преимущества при другой системе будут сняты", - пояснила она.
Кроме того, риск для работника получить зарплату не вовремя тоже может вырасти, полагает она. "Оператор должен будет сверить данные человека в своей системе и данные, которые поступают от расчетного банка предприятий. И если один из участников цепочки - она здесь удлиняется, появляется новый посредник - допустил ошибку в данных, то зарплата вовремя на счет не поступит", - сказала Набиуллина.
По ее мнению, такие ситуации неизбежно будут возникать, на оператора ляжет большой объем претензионной работы, а это увеличит издержки и без того недешевой системы.
Третьим аргументом регулятора против зарплатного оператора является снижение финансовой доступности. "Мы сейчас видим, что банки, там где есть зарплатные проекты, развивают сеть банков, терминалов на территории работодателя. Так у них, конечно, не будет желания развивать эту сеть. Для отдаленных территория это может стать существенной проблемой", - отметила глава ЦБ.
Для предприятий издержки тоже могут увеличиться, поскольку они станут получать более высокие ставки по кредитам, чем предоставляют сейчас банки предприятиям, обслуживающимся в рамках зарплатного проекта.
Кроме того, создание оператора потребует больших затрат на инфраструктуру со стороны банков и ЦБ.
"Тем не менее, мы не считаем проблему "зарплатного рабства" надуманной. Она, конечно, есть. Мы готовы дальше с банками обсуждать, как можно обеспечить работника более свободным выбором, какие препятствия можно снять", - заключила глава ЦБ.
Проблему "зарплатного рабства" начали решать в 2014 году, когда в Трудовой кодекс были внесены изменения, разрешающие сотруднику обратиться к работодателю с просьбой перевести зарплату в банк, реквизиты которого предоставит. При этом работодатель не имеет права отказать работнику в этом. В начале марта 2018 года Минтруд предложил поправки в Кодекс об административных нарушениях, которые предлагают налагать на работодателя штраф за воспрепятствование праву работника выбирать банк.
Источник ТАСС